После проработки множества вариантов, связанных с выходом через Хальмер-Ю по болотам и по полотну железной дороги, до меня дошло, что километраж там получается нисколько не меньше, чем если просто вернуться в гостеприимный поселок Полярный. Правда, километры в сумме, что там, что тут, получаются огромные, но семь верст, как известно, не крюк. Особенно если есть интересная задача.
Задача ставится следующая. В прошедшем году с Харнаурдыкев мы видели вдалеке красивейший хребет Оче-Нырд, и очень жалели, что далековат этот Нырд для пешей четверки. Он и для пятерки далековат, если через Хальмер не заезжать, но куда деваться.
От поселка Полярный придется проехать на машине (вездеходе) по дороге Полярный - Харбей до Золотого ручья. Это 40 км, по тамошним расценкам 4...5 тысяч рублей. Печально, но топтать с входным грузом дорогу, а потом еще выходить по ней обратно никакого желания нет.
От моста через Золотой ручей надо с наименьшими потерями попасть в интересный для нас район, то есть в район Большого Щучьего озера. Исходя из этого я запланировал проход по самым технически простым местам: верховьям рек Лонготьеган и Немуръеган, Гэна-Хадате, Воргашору и Нгодаяхе (там и вовсе дорога). Стартовый груз будет большой, нет желания лезть с ним в сложные перевалы.
В верховьях Немуръегана глубокие каньоны, их придется обходить поверху, набирая лишнюю высоту. Зато совсем рядом, всего в километре, оказывается вершинка 758 водораздела Немуръеган - Б. Уса. На ней планируется оставить пятидневную заброску на обратный путь. Рюкзаки полегчают килограмма на три, а при весе свыше двух пудов каждый килограмм очень чувствуется.
За Хадатой начинается дорога вдоль Воргашора и Нгодаяхи. Она вполне приличная, а главное - деваться некуда, не пройдя ее почти до Щучьей. Очень уж негостеприимные кущи по сторонам на протяжении всей Нгодаяхи. Поэтому пришлось заложить на день 20 км, что вполне посильно.
На Большом Щучьем грех не сделать дневку. А затем несколько севернее заныкать еще одну пятидневную закладку, и на плечах останется всего ничего - 9 раскладочных дней. Вот теперь можно идти быстро и наверстывать время.
Гора Борзова заявлена на случай хорошей погоды и не отставания от графика. Если задождит или задержимся, прямо по Мядыяхе выйдем на Кару и подойдем под Оче-Нырд. Вот тут сидеть будем, пока не развеется. Для этого и дневка под ним запланирована. Более того, дальше есть возможность не петлять в окрестностях Тисненьзато, а напрямую выйти под Хууту и обратно - к заброске. Оче-Нырд это ключевой пункт похода, на него надо залезть обязательно. И очень желательно еще и перелезть через него около Нгэтенапэ. День с перевалом планируется весьма напряженным, но он дает возможность подойти на оз. Сидяямбто вечером, что удобно.
"Следующая остановка" - гора Лядгей. С юга подъем на нее должен быть несложным, а вот спуск на восток, к леднику Алешкова, может оказаться весьма интересным. Будет где покататься по веревкам.
Отсюда хочется выйти к горе Хуута-Саурей, по пути посмотрев на чудесное озеро Тисненьзато. Вот восхождение на нее получается во второй половине дня, что не очень хорошо.
Вернувшись по Нярматотане к заброске, снимаем ее (если дикие волки не съели) и лезем на плато под вершиной 1231. Этот узел между Большим и Малым Щучьим нечасто (судя по отчетам) посещается, а обещает быть весьма красивым. Побывав на вершине и перевалив на ручей Нюдя-Пырятане, проходим мимо знакомого с прошлого года Малого Щучьего, через небольшой водораздел перебираемся на Малую Кару и поднимаемся вверх, пока места для стоянок не кончатся. На следующий день с утра карабкаемся на Ураганный перевал и гору Хойды-Пэ, спускаемся на Малую Усу и проходим, как можно дальше по ее левому притоку - ручью Перевальному.
Ночевать придется в среднем течении ручья - в верховьях вполне можно ожидать сплошные каменные россыпи. Поэтому утром поднимаемся в цирк и начинаем прикидывть, как бы залезть на вершину 1343. Вероятно, залезем: очень хочется. Вернувшись в цирк, съедаем первый перекус и начинаем прикидывать, как бы перебраться отсюда на ручей Авсюка. Вероятно, переберемся: в рюкзаках уже еды вобрез, очень хочется к следующей заброске. Идти через Неожиданный не хочется, очень не понравилась в прошлом году долина Бурного ручья.
На руч. Авсюка съедаем второй перекус и, не спеша, бредем к озерам. Там на открытом месте ставим лагерь и наслаждаемся чудесной панорамой. Очень жалко, что нельзя прогуляться еще и в район горы Обручева - и так немеряно получается километров и дней.
См. "новости" - по размышлении зрелом, оказывается, можно (10/4/2003)
На следующий день надо пройти много. Обойти все озера, перевалить на истоки Изъяшора, обойти с юга прекрасную гору "звездолет" и подняться по ручью как можно ближе к плато ледника ИГАН. Утром мы на него поднимемся, может быть, сходим к вершинке-утесу 1153 и спустимся к Большой Усе. Ура - снимаем последнюю заброску!
Теперь надо выйти к озеру Естото, где живет прекрасный человек дядя Петя. Это скучный, неинтересный кусок, и неважно, как он разложится по дням. По пути, правда, красивый безымянный перевал, прозванный нами (по некоторым причинам) Озумыл. Вот у дяди Пети можно отдохнуть душевно и набраться сил для последнего рывка.
Рюкзаки полегчали - спирт весь выпит, бензин почти кончился, еды на 4 дня. Переваливаем через Пайпудынский хребет, добираемся до той же дороги Харбей - Полярный и чешем по ней, сколько сил есть... Это уже неинтересно.
Таким образом, без хлебания болот удается спланировать посещение самых привлекательных мест северной части Полярного Урала - Щучьих озер, Оче-Нырда, Тисненьзато, Хууты, Хойдыпэ, 1343, Хадатинского узла, ледника ИГАН и дяди Пети. А уж как оно получится... видно будет...
См. "новости" - может, и болота похлебать придется :-(( (10/4/2003)
Диспозиция, составленная Толем, была очень хорошая. Так же, как и в аустерлицкой диспозиции, было написано, хотя и не по-немецки: "Die erste Colonne marschiert туда-то и туда-то, die zweite Colonne marschiert туда-то и туда-то" и т. д. И все эти колонны на бумаге приходили в назначенное время в свое место и уничтожали неприятеля. Все было, как и во всех диспозициях, прекрасно придумано, и, как и по всем диспозициям, ни одна колонна не пришла в свое время и на свое место. ©Л.Н.Толстой. Война и мир: т. 4., гл. 2